Подготовлена сводка отзывов на опубликованный проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-012-ХХ «Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции»

9 ноября 2016

Замечания и предложения организаций на опубликованный проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-012-ХХ «Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции»

Замечания и предложения организаций на опубликованный проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-012-ХХ «Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции» (далее – проект ФНП)

 

п/п

Раздел, пункт проекта ФНП

 

 

Организация

Существующая редакция

Замечания и предложения

Заключение разработчика

 1.

Замечания общего характера, по тексту документа   в целом.

АО «ВНИИАЭС»

АО «НИАЭП»

 

 

 

Многие пункты проекта ФНП повторяют требования других нормативных документов в области РБ, вывода из эксплуатации и т.д., причем на эти документы не дается ссылка, а объем требований значительно усечен. Создается впечатление, что эти разделы включены для увеличения объема документа, а не для определения необходимых требований к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации (далее – ВЭ) блока АС.

Принято к сведению.

Конкретных замечаний/предложений не содержится. Декларативное утверждение.

ФНП расширяет и конкретизирует требования
НП-091-14 применительно к блоку АС.

 

Слово «этапах» необходимо заменить словом «стадиях» в соответствии со ст. 14 и 50 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»
№ 170-ФЗ.

Кроме того, термин «этапы» используется в п. 33 проекта ФНП для классификации процессов вывода из эксплуатации.

Отклонено.

Формулировка п. 2 проекта ФНП выполнена по аналогии с формулировкой п. 1.1.3 НП-001-15.

 2.

п.4

 

ОДИЦ Росэнергоатом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность по подготовке к выводу из эксплуатации и выводу из эксплуатации блока АС должна осуществляться в соответствии с концепцией вывода из эксплуатации блока АС, представленной в ООБ АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС и проектной документацией вывода из эксплуатации блока АС (далее – проект вывода из эксплуатации блока АС). Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом ведения работ на прототипах.

1. По определению, приведенному в приложении к новой редакции документа, «Концепция ВЭ БАС – документ…». Далее по тексту концепция также рассматривается как отдельный документ. Поэтому данная редакция пункта требует переработки.                      

2. Поскольку «апробированных прежним опытом решений», принимаемых для обеспечения безопасности при ВЭ блока АС на сегодняшний день не существует (имеется пока только одна лицензия на ВЭ блоков 1,2 НВАЭС), то данная фраза должна быть также изменена.

3. Фраза «…концепцией вывода из эксплуатации блока АС, представленной в ООБ АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС и проектной документацией вывода из эксплуатации блока АС…»                не соответствует действительности. Проект ВЭ разрабатывается на основе проведенного КИРО и информации, сохраненной ЭО, а не концепции
(см., например, п.16 (дефис 5) данного документа). Редакция пункта также требует переработки.

1. Отклонено.

Отсутствуют конкретные замечания.

 

 

 

 

 

2. Отклонено.

Кроме отечественных блоков АС существует мировой опят вывода АС из эксплуатации. Кроме того, формулировка п. 4 не ограничивает существующий опыт только опытом ВЭ АС.

 

 

 

 

3.Отклонено.

Фраза «разработанной на ее основе» относится только к программе ВЭ.

Последнее предложение замечания содержит декларативное утверждение.

 

 

 

 

АО «НИКИЭТ»

Поскольку не для всех эксплуатирующихся энергоблоков разработаны ООБ и в них включены «концепции ВЭ», предлагается пункт 4 проекта ФНП объединить с п.9, тогда пункт 4 будет звучать в следующей редакции:

«Деятельность по подготовке из эксплуатации и выводу из эксплуатации блока АС должна осуществляться в соответствии с концепцией вывода из эксплуатации блока АС, представленной в ООБ АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС и проектной документацией вывода из эксплуатации блока АС (далее - проект вывода из эксплуатации блока АС). Для эксплуатирующихся блоков АС, концепции вывода из эксплуатации которых не разработаны, эксплуатирующая организация должна обеспечить их разработку в течение двух лет после вступления в силу настоящих Правил. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом ведения работ на прототипах».

Отклонено.

Данное предложение не изменяет существующих пунктов проекта ФНП, лишь объединяет их. Подобное объединение приводит к сложности формулировок. С точки зрения построения документа требование о разработки концепции ВЭ блока АС целесообразно оставить в п. 9 проекта ФНП, после п.8 в котором определены требования к содержанию концепции.

 3.

п.5

АО «ВНИИАЭС»

Для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна:

обеспечивать безусловное соблюдение культуры безопасности;

обеспечить работоспособное состояние и наличие необходимого остаточного ресурса зданий и сооружений, необходимых для вывода из эксплуатации блока АС;

обеспечитьработоспособность и наличие необходимого остаточного ресурса систем и элементов, необходимых для осуществления работ по выводу из эксплуатации блока АС;

обеспечить и поддерживать необходимый уровень квалификации работников (персонала), задействованных в процессе выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС.

Предлагается изложить в редакции:

«Для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна:

развивать и поддерживать культуру безопасности;

разрабатывать программы обеспечения качества выполняемых работ;

поддерживать в работоспособном состоянии оборудование, системы, здания и сооружения, необходимые для осуществления безопасного вывода из эксплуатации блока АС;

контролировать подбор и необходимый уровень квалификации работников (персонала), осуществляющих вывод из эксплуатации блока АС;

обеспечивать безопасность работ при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, а также их учет и контроль».

Отклонено.

Необходимость изменения существующей редакции п. 5 опубликованного проекта ФНП предлагается пояснить на совещании.

 4.

п.7

АО «ВНИИАЭС»

На всех этапах жизненного цикла блока АС, предшествующих его выводу из эксплуатации, эксплуатирующей организацией должно осуществляться планирование вывода из эксплуатации блока АС путем разработки и периодического пересмотра (уточнения) концепции вывода из эксплуатации блока АС.

На всех стадиях жизненного цикла блока АС, предшествующих его выводу из эксплуатации, эксплуатирующей организацией должно осуществляться планирование вывода из эксплуатации блока АС путем разработки и периодической актуализации концепции вывода из эксплуатации блока АС, включая уточнение расчета стоимости ВЭ.

Отклонено.

См. п. 1 настоящей сводки

 5.

п.8

АО «ВНИИАЭС»

Для выбранного варианта вывода из эксплуатации блока АС в концепции должны содержаться:

оценка общего количества (объема и активности), вида, категории и классов РАО, образующихся при выводе из эксплуатации блока АС;

перечень, описание и ориентировочный график выполнения мероприятий по подготовке к выводу из эксплуатации и выводу из эксплуатации блока АС;

условия, при которых должен осуществляться пересмотр (уточнение) концепции вывода из эксплуатации блока АС, обеспечивающие поддержание концепции в актуальном состоянии.

Требования к концепции ВЭ необходимо расширить за счет следующих требований. После фразы«Для выбранного варианта вывода из эксплуатации блока АС в концепции должны содержаться:…» добавить:

- эксплуатационную конфигурацию блока, выводимого из эксплуатации (это требование определяет перечень оборудования, систем, зданий и сооружений, к которым в проекте строительства выдвигаются требования по ресурсу, ремонтопригодности, возможности замены и т.д. – т.е. облегчающие последующий ВЭ);

- укрупненный расчет стоимости ВЭ и предлагаемого норматива отчислений в специальный Резерв ВЭ.

 

 

Отклонено.

1) Данное предложение не относится к планированию вывода из эксплуатации и может быть реализовано только путем внесения изменений в НП-001-15.

Предлагается дополнительно обсудить на совещании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) расчет стоимости не входит в область распространения ФНП

 6.

Раздел III

АО «ВНИИАЭС»

Требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые при размещении, проектировании и сооружении блока атомной станции.

Название раздела требуется откорректировать в соответствии с положениями НП-001-15, раздел V.

Отклонено.

Противоречий с разделом V НП-001-15 нет.

Предлагается дополнительно обсудить на совещании.

 

 7.

п.10

АО «ВНИИАЭС»

При размещении блока АС должны быть исследованы исходные характеристики радиационного фона на площадке АС с целью их последующего использования при заключительном обследовании блока АС.

Исключить пункт в данной редакции, поскольку это требование к размещению блока АС, а не к его ВЭ. Информация будет содержаться в проекте строительства.

 

 

Отклонено.

Данное требование связано с выводом из эксплуатации (ВЭ), т.к. при проведении заключительного обследования блока АС придется учитывать изменения радиационной обстановки на площадке блока АС в результате его эксплуатации, для чего нужны исходные данные.

 

 8.

п.11

АО «ВНИИАЭС»

…использование методов, обеспечивающих минимизацию поверхностного загрязнения радионуклидами систем и элементов, помещений блока АС при его эксплуатации…

Предлагается изложить в редакции:

«обеспечение проектных и конструктивных решений при проектировании блока АС, облегчающих последующий вывод из эксплуатации и обращение с РАО, образующихся при выводе из эксплуатации блока АС».

Отклонено.

Данное предложение уже учено в 3 и 7 дефисах п. 11 опубликованного проекта ФНП.

…разработка перечня систем и элементов блока АС…

Предлагается заменить на «эксплуатационную конфигурацию блока, выводимого из эксплуатации...».

Отклонено

См. п. 5. 1 настоящей сводки отзывов.

…предварительный выбор технологий демонтажа и (или) дезактивации основных систем и элементов блока АС при выполнении работ по выводу из эксплуатации блока АС;…

Добавить фразу: «…в объеме, необходимом для оценки стоимости работ по ВЭ».

Отклонено.

Оценка стоимости не область распространения проекта ФНП. Предварительный выбор технологий демонтажа и дезактивации, с точки зрения обеспечения безопасности, необходим для обоснования возможности последующего ВЭ блока АС.

 9.

п.12

АО «НИКИЭТ»

Технические и организационные меры, направленные на обеспечение безопасности вывода из эксплуатации блока АС, должны быть представлены в ООБ АС.

Предлагается следующая редакция:

«Технические и организационные меры, направленные на обеспечение безопасности вывода из эксплуатации блока АС, должны быть представлены в ООБ АС, а для действующих энергоблоков, имеющих ОУОБ, включены в него в виде подраздела».

Отклонено.

Требования п. 12 проекта ФНП распространяются на размещение, проектирование и сооружение блока АС, не на его эксплуатацию.

10.

п.13

АО «ВНИИАЭС»

…Информация должна включать в себя, в том числе:

данные, на основе которых можно проводить оценки загрязнения радионуклидами систем и элементов, помещений блока АС;

результаты проведенных обследований технического состояния и обоснования остаточного ресурса зданий, сооружений, систем и элементов блока АС;

данные о радиационной обстановке в помещениях блока АС и на площадке АС, санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения после останова блока АС для его вывода из эксплуатации;

данные о количестве и радионуклидном составе накопленных за время эксплуатации блока АС и находящихся на площадке АС жидких и твердых РАО, их классе, месте и способе хранения на площадке АС и в помещениях блока АС;

данные о свободных объемах пунктов хранения и хранилищ РАО на площадке АС, доступных для размещения РАО, образующихся при выводе из эксплуатации блока АС.

Исключить перечисления и сделать ссылку на РДЭО 1.1.2.25.0582-2011 «База данных по выводу из эксплуатации блоков атомных станций», поскольку в данном случае все перечисленные требования содержатся в этом РД ЭО, или включить фразу «регламентируется отдельным документом», если ссылка на документ нижнего уровня невозможна.

Отклонено.

В пункте представлены минимальные требования к собираемой и хранимой информации, важной для обеспечения безопасности при ВЭ. Ссылка в ФНП на документы эксплуатирующих организаций недопустима.

11.

п.15

АО «ВНИИАЭС»

…также анализа проектной документации и опыта эксплуатации…

Изложить в редакции: «…также результатов анализа проектной документации и опыта эксплуатации...».

Принято.

…поддержанию в исправном (работоспособном) состоянии оборудования и трубопроводов блока АС, эксплуатируемых…

Изложить в редакции: «…поддержанию в исправном (работоспособном) состоянии оборудования, систем, зданий и сооружений блока АС, эксплуатируемых...».

Принято.

…консервации оборудования, систем и строительных конструкций блока АС;

локализации высокоактивного оборудования.

К перечислениям добавить фразу: «при реализации варианта ВЭ – «Отложенная ликвидация блока атомной станции».

Принято.

12.

п.16

АО «ВНИИАЭС»

…актуализацию программы вывода из эксплуатации блока АС с учетом результатов КИРО;…

Излишнее требование.

Основным документом, регламентирующим процесс ВЭ (в настоящее время) является проект ВЭ. Поэтому актуализация программы ВЭ не требуется.

Изложить данное перечисление в редакции: «разработкуэксплуатационной конфигурации блока АС как для эксплуатации блока АС, окончательно остановленного для вывода из эксплуатации, так и для эксплуатации на стадии ВЭ».

Отклонено.

По окончании КИРО проект ВЭ еще не будет разработан. Результаты КИРО могут показать необходимость изменения программы ВЭ, вплоть до изменения варианта вывода из эксплуатации блока АС.

13.

после п.16

АО «НИКИЭТ»

 

Добавить новый пункт:

«Разработку основных документов и проекта вывода из эксплуатации для головных энергоблоков на каждой площадке многоблочной АС и первого энергоблока с оригинальной реакторной установкой должны выполнять разработчики проекта блока и АС».

Это поможет разработать документы необходимого качества, которые могут быть использованы при разработке документов для других однотипных блоков.

Отклонено.

Включение данного пункта создает необоснованные административные барьеры для организаций, имеющих в соответствии с законодательством право осуществлять разработку документов, перечисленных в предложении НИКИЭТ.

 С учетом того, что программа ВЭ должна разрабатываться на основе концепции ВЭ (п. 15 проекта ФНП) и положений п. 19 проекта ФНП, данные требования представляются достаточными для обеспечения безопасности при ВЭ.

14.

п.17

АО «ВНИИАЭС»

В случае вывода из эксплуатации блока АС после аварии с разрушением тепловыделяющих элементов и попаданием делящихся материалов в технологические системы, элементы конструкций или бассейн выдержки приведение блока АС в ядерно-безопасное состояние должно осуществляться в соответствии с программой вывода из эксплуатации блока АС, учитывающей последствия аварии.

Предлагается изложить в редакции:

«В случае останова блока АС после аварии с разрушением тепловыделяющих элементов и попаданием делящихся материалов в технологические системы, элементы конструкций или бассейн выдержки, приведение блока АС в ядерно-безопасное состояние должно осуществляться в соответствии с программой вывода из эксплуатации блока АС, разработанной с учетом последствий аварии».

Принято.

 

15.

п.18

АО «ВНИИАЭС»

В отчете по результатам КИРО должны содержаться:

цели, задачи и объем выполненного обследования;

сведения о методиках, методах и технических средствах измерений, использованных при проведении обследования;

параметры и характеристики, которые контролировались при проведении обследования;

полученные в ходе КИРО результаты, предложения, рекомендации и выводы.

Изложить в редакции:

«Отчет по результатам КИРО должен быть выполнен в соответствии с требованиями РБ-081-13 «Структура и содержание отчета по результатам комплексного инженерного и радиационного обследования для вывода из эксплуатации блока атомной станции».

Отклонено.

ФНП не могут ссылаться на документы более низкого уровня, такие как РБ. Кроме того, в РБ-081-13содержит рекомендации по структуре и содержанию отчета по результатам КИРО, а не требования к КИРО.

16.

п.п.19-25

АО «ВНИИАЭС»

См. проект ФНП.

Указанные пункты содержат неполное изложение требований к проекту ВЭ и ООБ, которые приведены в постановлении Правительства РФ № 87, РБ-031-04 «Состав и содержание отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции» и МУ 1.5.2.10.0156-2013 «Разработка проекта ВЭ энергоблоков АС. Методические указания».

Поэтому в указанных пунктах необходимо либо сделать в них ссылки на действующие документы, либо изложить требования, которые в этих документах не изложены, и поэтому они не отвечают требованиям, существующим в настоящее время.

 

Отклонено.

ФНП не могут ссылаться на документы более низкого уровня, такие как РБ. Кроме того, постановление Правительства РФ № 87 не распространяется на проект ВЭ.

17.

п.26

ОДИЦ Росэнергоатом

Технические средства, применяемые для выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС, должны обеспечивать безопасность выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС.

Предлагается исключить, поскольку в ООБ и проекте ВЭ этому посвящено достаточно много информации.

Принято.

18.

п.29

АО «ВНИИАЭС»

После завершения каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС должен выполняться анализ достигнутых результатов и необходимости

проведения дополнительного инженерного и радиационного обследования блока АС, актуализации программы вывода из эксплуатации блока АС и проекта вывода из эксплуатации блока АС…

Пункт необходимо откорректировать.

После завершения каждого этапа проводится не анализ достигнутых результатов, а их соответствие состоянию блока, установленного проектом ВЭ.

При наличии проекта ВЭ он является документом, регламентирующим ВЭ, а не программа ВЭ. В проекте ВЭ уже определены «перечень и сроки реализации технических решений».

 

 

Принято в редакции:

После завершения каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС должен выполняться анализ соответствия достигнутых результатов состоянию блока АС после завершения этапа вывода из эксплуатации блока АС, установленного в проекте вывода из эксплуатации, и необходимостипроведения дополнительного инженерного и радиационного обследования блока АС, актуализации программы вывода из эксплуатации блока АС и проекта вывода из эксплуатации блока АС.

19.

п.30

ОДИЦ Росэнергоатом

На всех этапах вывода из эксплуатации блока АС эксплуатирующей организацией должны определяться и, при необходимости, корректироваться границы зоны контролируемого доступа выводимого из эксплуатации блока АС, а также предусматриваться использование средств охранной сигнализации и других мер по предотвращению несанкционированного доступа в эту зону работников (персонала).

Исключить фразу:

«…а также предусматриваться использование средств охранной сигнализации и других мер по предотвращению несанкционированного доступа в эту зону работников (персонала)».

Отклонено.

Данное требование необходимо для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации.

ОДИЦ Росэнергоатом предлагается пояснить необходимость исключения на совещании.

20.

п.32

АО «НИКИЭТ»

При выявлении в ходе выполнения работ по выводу из эксплуатации блока АС ядерных материалов, в том числе в составе РАО, эксплуатирующая организация должна обеспечить определение их  характеристик (форма, тип, агрегатное состояние, плотность, изотопный состав) и количество…

Исключить пункт, поскольку в первом дефисе пункта 16 записано: «удаление с блока всех ядерных материалов, включая свежее ядерное топливо и отработавшее ядерное топливо».

Или откорректировать пункт в соответствии с требованиями к ВЭ блока АС после аварии.

Обнаружить неучтенные ядерные материалы в процессе работ можно только, если ВЭ связан с серьезной аварией и с тяжелым повреждением активной зоны. В этом случае регламент будет включать сначала ликвидацию последствий аварии с извлечением поврежденного топлива и максимальным сбором просыпей при повреждении топлива, а уже затем проведение работ по ВЭ с использованием специальных мер по защите персонала и исключения выхода остатков ядерных материалов за пределы уцелевших барьеров безопасности.

Отклонено.

Просыпи ЯМ на Белоярской АС действительно связаны с неоднократным разрушением тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 1-м блоке и расплавлением тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 2-м блоке, произошедшим в 1964—1977 гг.  Тем не менее, выявление неучтенных ЯМ возможно именно сейчас, когда будут проводиться работы по разбору графитовой кладки.

 

21.

п.33

ОДИЦ Росэнергоатом

После завершения каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС в базу данных по выводу из эксплуатации блока АС должны быть внесены сведения:

…о количестве (объеме и активности), нуклидном составе и агрегатном состоянии образовавшихся, переработанных и (или) кондиционированных РАО;

о местах хранения РАО на площадке блока АС и (или) датах отправки РАО с площадки блока АС;…

Указанные сведения относятся к информации ограниченного распространения. Кроме того, предусмотрено обязательное сохранение указанной информации (см. п.13).

Обязательно ведение учета и контроля РВ и РАО в системе госучета с собственной базой данных, имеющей соответствующий гриф.

Зачем дублировать указанные сведения в базу данных, не имеющую грифа ДСП?

Необходимо исключить ввод указанных сведений в БД ВЭ, а сделать ссылку на то, что указанная информация сохраняется в соответствующем виде.

Принято.

22.

п.34

АО «ВНИИАЭС»

Перед началом каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС в эксплуатирующей организации должны быть установлены контрольные уровни:

загрязнения радионуклидами рабочих поверхностей и воздушной среды помещений блока АС;…

Пункт необходимо удалить.

На основании каких документов необходимо установить контрольные уровни загрязнения радионуклидами рабочих поверхностей и воздушной среды?...

Отклонено.

Контрольные уровни устанавливаются в соответствии с п. 3.2.1 НРБ-99/2009

23.

п.35

ОДИЦ Росэнергоатом

Эксплуатирующая организация должна осуществлять управление ресурсом оборудования и трубопроводов блока АС при выводе его из эксплуатации в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций. Основные положения» (НП-096-15).

Исключить пункт (ввиду очевидности требований).

Принято.

24.

п.37

ОДИЦ Росэнергоатом

См. проект ФНП.

 

Исключить пункт, поскольку он дублирует информацию (например
п. 20), а также информацию, приводимую в проекте ВЭ блока АС.

Отклонено.

Дублирования нет.

п. 37 расширяет требования п. 20, указывая, что в отношении РК применяются требования ФНП и санитарных правил.

25.

п.40

ОДИЦ Росэнергоатом

Перед началом каждого этапа работ по выводу из эксплуатации блока АС необходимо обеспечить рабочее состояние всех установок, задействованных на данном этапе для переработки и (или) кондиционирования удаляемых РАО, технических средств для выполнения работ по демонтажу и дезактивации в помещениях и на площадке выводимого из эксплуатации блока АС, а также средств радиационного контроля.

Исключить пункт (ввиду очевидности требований).

 

Отклонено.

Требование необходимо для обеспечения безопасности.

26.

п.42

АО «ВНИИАЭС»

Хранение РАО и материалов, отнесенных к категории ограниченного использования в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов обеспечения радиационной безопасности, в помещениях и на площадке выводимого из эксплуатации блока АС допускается только, если это предусмотрено в проекте вывода из эксплуатации блока АС и обоснована безопасность хранения и возможность последующего извлечения, переработки и кондиционирования РАО и безопасного удаления материалов, отнесенных к категории ограниченного использования.

Откорректировать текст пункта в соответствии с положениями ОСПОРБ-99/2010.

Отклонено.

Нет конкретных предложений. Несоответствий с ОСПОРБ-99/2010 нет. Предлагается пояснить суть замечания на совещании.

27.

п.43

АО «ВНИИАЭС»

При выполнении работ по выводу из эксплуатации блока АС должна предусматриваться система сигнализации и оповещения работников (персонала) блока АС об аварии.

Дополнить пункт Планом мероприятий по защите персонала в случае аварий на АС, системой пожарной сигнализации, пожаротушения и т.д. Это требования к проекту ВЭ и ООБ.

 

Принято к сведению.

Предлагается пояснить суть замечания на совещании.

 

 

28.

п.44

ОДИЦ Росэнергоатом

До начала каждого из этапов вывода из эксплуатации блока АС эксплуатирующей организацией должен быть разработан план (инструкция) о действиях работников (персонала)…

Заменить слово «разработан» на «актуализирован».

Принятов редакции

До начала каждого из этапов вывода из эксплуатации блока АС эксплуатирующей организацией должен быть разработан или актуализирован план (инструкция) о действиях работников (персонала) при аварии и ликвидации ее последствий на выводимом из эксплуатации блоке АС с учетом возможных на данном этапе аварий.

29.

п.46

АО «ВНИИАЭС»

См. проект ФНП.

Откорректировать пункт в части последовательности действий «административного руководства», поменять местами 1-й и 2-й абзацы.

 

Принято

30.

п.48

АО «ВНИИАЭС»

Работы по выводу из эксплуатации блока АС считаются завершенными только после достижения заданного в программе вывода из эксплуатации блока АС и проекте вывода из эксплуатации блока АС конечного состояния после вывода из эксплуатации блока АС.

Исключить слова «программе вывода из эксплуатации блока АС и».

Конечное состояние определяется проектом ВЭ, а не программой ВЭ, т.к. проект ВЭ является документом более высокого уровня.

 

Принято.

31.

п.50

АО «ВНИИАЭС»

…оценки прогнозируемых доз облучения работников (персонала) и населения при многофакторном воздействии источников ионизирующего излучения, оставшихся на площадке выводимого из эксплуатации блока АС…

Исключить этот дефис.

Как по результатам заключительного обследования можно оценить «прогнозируемые дозы облучения»? 

Если работы по ВЭ завершены, то площадка блока снимается с регулирующего контроля. Если на площадке остались радиационно-опасные объекты, то ВЭ либо не завершен, либо эти объекты получают лицензии на эксплуатацию, и тогда прогнозируемые дозы облучения содержатся в ООБ на этот объект.

Отклонено.

Источники ионизирующего излучения останутся на площадке в любом случае (например, почва, содержащая РВ). Следует оценить дозы от «остаточных» источников обусловленных предшествующей деятельностью по эксплуатации блока АС.

32.

п.51

АО «ВНИИАЭС»

После завершения всех работ по выводу из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна обеспечить сохранность всех документов по выводу из эксплуатации блока АС, включая:

программу вывода из эксплуатации блока АС;

отчет по результатам КИРО;

проект вывода из эксплуатации блока АС;

ООБ при выводе из эксплуатации блока АС;

базу данных по выводу из эксплуатации блока АС;

отчет по результатам заключительного обследования.

Содержание пункта привести в соответствие с приложением № 7 «Требования к составу документов, обосновывающих безопасное прекращение осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности» к «Административному регламенту предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии» (утв. приказом № 453 от 08.10.2014).

Отклонено.

Противоречий с Административным регламентом нет.

33.

Приложение № 2

Термины и определения

ОДИЦ Росэнергоатом

Ликвидация блока атомной станции – вариант вывода из эксплуатации блока АС, предусматривающий дезактивацию загрязненных радионуклидами зданий, сооружений, систем и элементов блока АС до приемлемого уровня в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности и (или) их демонтаж, обращение с образующимися РАО и другими опасными отходами, а также подготовку площадки выводимого из эксплуатации блока АС для дальнейшего ограниченного или неограниченного использования.

 

Отложенная ликвидация блока атомной станции– способ реализации варианта «Ликвидация блока АС», при котором работы по демонтажу или дезактивации зданий, сооружений, систем и элементов блока АС начинаются после этапа «Сохранение под наблюдением блока АС».

 

Необходимо откорректировать определения.

Почему вариант «ВЭ» должен предусматривать дальнейшее использование?

Отклонено.

Под «Использованием» понимается не только использование площадки для осуществления деятельности в области использования атомной энергии, но и ее возможное использование в других областях (например, т.н. «зеленая лужайка»).

АО «ВНИИАЭС»

 

Предлагается добавить термин и его определение:

«Эксплуатационная конфигурация блока(ов) АС – технический документ, содержащий информацию о составе  (изменениях в составе, а также взаимосвязях) и назначении  систем (элементов) энергоблока(ов) АС и систем общеблочного и общестанционного назначения, на этапе эксплуатации блока АС, окончательно остановленного для вывода из эксплуатации».

 

 

 

 

Отклонено.

см. заключение к п. 5 настоящей сводки отзывов.

34.

Приложение №3

АО «ВНИИАЭС»

Требования к комплексному инженерному и радиационному обследованию блока АС

Приложение предлагается исключить, т.к. требования к КИРО разработаны в соответствии с другими действующими нормативными документами.

 

Отклонено.

В других ФНП требований к КИРО блока АСне содержится.

35.

п. 2

5У Ростех-надзора

Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции на всех стадиях его жизненного цикла

В пункте нет смысла.

Вывод из эксплуатации представляет собой одну из стадий жизненного цикла блока АС.

Предлагается откорректировать пункт в соответствии с п.п. 5.1-5.4 НП-001-15 и изложить его в следующей редакции:

«Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению безопасности при планировании вывода из эксплуатации блока атомной станции на всех стадиях его жизненного цикла:

при размещении, проектировании и сооружении планирование должно осуществляться путем разработки и совершенствования концепции вывода АС из эксплуатации, которая должна быть представлена в ООБ АС;

при эксплуатации планирование должно осуществляться путем периодического пересмотра (уточнения) концепции вывода АС из эксплуатации, представленной в ООБ АС».

 

 

 

Отклонено.

Опубликованная редакция п. 2 проекта ФНП имеет другую формулировку, чем указано в замечании:

2.Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые на всех этапах его полного жизненного цикла, установленных законодательством в области использования атомной энергии.

Кроме того, предложенная в замечании формулировка не распространяется на требования непосредственно к выводу из эксплуатации.

 

36.

п. 5

5У Ростех-надзора

Деятельность по выводу из эксплуатации блока АС должна осуществляться в соответствии с концепцией вывода из эксплуатации блока АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС и проектной документацией вывода из эксплуатации блока АС (далее - проект вывода из эксплуатации блока АС). Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом ведения работ на прототипах.

Предлагается откорректировать пункт 5 НП-012-ХХ следующим образом:

«Деятельность по выводу из эксплуатации блока АС должна осуществляться в соответствии с концепцией вывода из эксплуатации блока АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС, программой и графиком работ по демонтажу оборудования и систем блока АС и проектной документацией ... (далее - потекступроекта НП- 012-ХХ).

Принято в редакции:

 «Деятельность по подготовке к выводу из эксплуатации и выводу из эксплуатации блока АС должна осуществляться в соответствии с концепцией вывода из эксплуатации блока АС, представленной в ООБ АС, разработанной на ее основе программой вывода из эксплуатации блока АС,программой и графиком работ по демонтажу оборудования и систем блока АС и проектной документацией вывода из эксплуатации блока АС (далее – проект вывода из эксплуатации блока АС). Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации блока АС, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом ведения работ на прототипах.».

37.

п. 8

5У Ростех-надзора

На всех стадиях жизненного цикла блока АС, предшествующих его выводу из эксплуатации, эксплуатирующей организацией должно осуществляться планирование вывода из эксплуатации блока АС путем разработки и периодического пересмотра (уточнения) концепции вывода из эксплуатации блока АС

Пункт 8 НП-012-ХХ предлагается дополнить следующим образом:

На всех стадиях жизненного цикла блока АС, предшествующих его выводу из эксплуатации, эксплуатирующей организацией должно осуществляться планирование вывода из эксплуатации блока АС путем разработки и периодического пересмотра (уточнения) концепции вывода из эксплуатации блока АС, которая должна быть представлена в ООБ АС.

Отклонено.

Предложенное дополнение реализовано в п. 4 опубликованного проекта ФНП.

 

Заголовок раздела III.

5У Ростех-надзора

Требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые при размещении, проектировании и сооружении блока атомной станции

Заголовок раздела III проекта НП-012-ХХ предлагается откорректировать следующим образом: «III. Требования к обеспечению безопасности при планировании вывода из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые при размещении, проектировании и сооружении блока атомной станции».

Принято к сведению.

Предлагается дополнительно обсудить на совещании, вместе с замечанием по п.6 сводки отзывов.

 

38.

Заголовок раздела IV.

5У Ростех-надзора

Требования к обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые при эксплуатации блока атомной станции

Заголовок раздела IV предлагается откорректировать следующим образом:

«IV. Требования к обеспечению безопасности при планировании вывода из эксплуатации блока атомной станции, реализуемые при эксплуатации блока атомной станции».

Принято к сведению.

Предлагается дополнительно обсудить на совещании, вместе с замечанием по п.6 сводки отзывов.

 

39.

Новый пункт 16а.

5У Ростех-надзора

После п. 16.

В п. 17 проекта НП-012-ХХ появляется понятие КИРО. Несмотря на то, что в списке сокращений есть КИРО, однако его определение должно быть приведено до появления в п. 17 НП-012-ХХ в соответствии с п. 5.6 НП-001-15 и изложено в следующей редакции:

«16а. Выводу из эксплуатации должно предшествовать комплексное инженерное и радиационное обследование АС (далее - КИРО) (блока АС, иных ОИАЭ, находящихся на площадке АС) комиссией, назначаемой эксплуатирующей организацией. Программа вывода АС (блока АС, иных ОИАЭ, находящихся на площадке АС) из эксплуатации должна быть актуализирована после проведения КИРО».

Отклонено.

В п. 3 опубликованного проекта ФНП имеется ссылка на приложение 1 (список сокращений). В соответствии с позицией правого управления Ростехнадзора, наличие такой ссылки не требует приведения по тексту ФНП расшифровки сокращений до их первого использования.

Предложение о включении нового пункта представляются избыточными, т.к. они реализованы в 5 и 6 дефисах п. 16 проекта ФНП.

40.

Новый пункт 16б.

5У Ростех-надзора

После п. 16а.

После п. 16а проекта НП-012-ХХ вставить новый пункт 16.6, изложенный в следующей редакции:

«В программе вывода из эксплуатации блока АС должны указываться сроки проведения КИРО блока АС».

Отклонено.

Данное предложение уже учтено в первом абзаце п. 16 проекта ФНП.

41.

Новый пункт 16в.

5У Ростех-надзора

После п. 16б.

После п. 16б проекта НП-012-ХХ вставить новый пункт 16.в, изложенный в следующей редакции:

«При подготовке к выводу из эксплуатации блока АС эксплуатация оборудования, систем и элементов должна проводиться в соответствии с технологическим регламентом эксплуатации блока АС»

Отклонено.

Данное требование относится к эксплуатации блока АС, предусмотрено в разделе 4.1 НП-001-15 и не связано с планированием вывода из эксплуатации АС.

42.

п. 17

5У Ростех-надзора

В п. 17 проекта НП-012-ХХ откорректировать абзац, начинающийся словами:

«разработку частной программы обеспечения качества при осуществлении вывода из эксплуатации блока АС;»

В п. 17 проекта НП-012-ХХ откорректировать абзац, начинающийся словами: «разработку частной программы обеспечения качества при осуществлении вывода из эксплуатации блока АС» и изложить его в следующей редакции:

«разработку частной программы обеспечения качества для каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС».

 

Отклонено.

Использованная в проекте ФНП формулировка соответствует требованиям п. 4 2) НП-090-11, который предусматривает, что частные ПОК организаций, осуществляющих деятельность, влияющую на безопасность ОИАЭ, разрабатываются для этапа жизненного цикла ОИАЭ.

 

43

п. 17

5У Ростех-надзора

В п. 17 проекта НП-012-ХХ после абзаца:

«удаление ядерного топлива и ядерных материалов из активной зоны реактора, бассейнов выдержки и помещений блока АС;» вставить новый абзац.

В п. 17 проекта НП-012-ХХ после абзаца:

«удаление ядерного топлива и ядерных материалов из активной зоны реактора, бассейнов выдержки и помещений блока АС;»

вставить абзац, изложенный в следующей редакции: «транспортирование ядерного топлива в пределах площадки выводимого из эксплуатации блока АС по заранее подготовленным маршрутам с использованием специального оборудования и транспортных средств;».

Принято.

 

44.

п. 17

5У Ростех-надзора

В п. 17 проекта НП-012-ХХ после абзаца:

«удаление РАО, накопленных на блоке АС за время его эксплуатации;» вставить новый абзац.

В п. 17 проекта НП-012-ХХ после абзаца:

«удаление РАО, накопленных на блоке АС за время его эксплуатации;»

вставить абзац, изложенный в следующей редакции: «транспортирование РАО в пределах площадки выводимого из эксплуатации блока АС по заранее подготовленным маршрутам с использованием специального оборудования и транспортных средств;».

Отклонено.

Данные требования уже установлены в п. 23
НП-002-15 в более полном объеме.

45.

п. 21

5У Ростех-надзора

Для каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС в проекте вывода из эксплуатации блока АС должны содержаться:

перечень систем, важных для безопасности;

пределы и условия безопасной

эксплуатации систем и элементов блока АС при выводе из эксплуатации;

Пункт 21 предлагается откорректировать следующим образом:

«21. Для каждого этапа вывода из эксплуатации блока АС в проекте вывода из эксплуатации блока АС должны содержаться:

перечень систем, важных для безопасности;

пределы и условия безопасной эксплуатациибезопасного вывода из эксплуатации систем и элементов блока АС при выводе его из эксплуатации; (далее - по тексту
НП-012-ХХ).

Принято к сведению. Предлагается учесть в редакции:

«пределы и условия безопасного вывода из эксплуатации блока АС»

46.

п.53

5У Ростех-надзора

53. После завершения всех работ по выводу из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна обеспечить сохранность всех документов по выводу из эксплуатации блока АС, включая:

программу вывода из эксплуатации блока АС;

отчет по результатам КИРО;

проект вывода из эксплуатации блока АС;

ООБ при выводе из эксплуатации блока АС;

базу данных по выводу из эксплуатации блока АС;

отчет по результатам заключительного обследования.

Предлагается дополнить п. 53 и изложить его в следующей редакции:

После завершения всех работ по выводу из эксплуатации блока АС эксплуатирующая организация должна обеспечить сохранность всех документов по выводу из эксплуатации блока АС, включая:

программу вывода из эксплуатации блока АС;

программу и график работ по демонтажу

оборудования и систем блока АС;

отчет по результатам КИРО;

проект вывода из эксплуатации блока АС;

ООБ при выводе из эксплуатации блока АС; базу данных по выводу из эксплуатации блока АС;

отчет по результатам заключительного обследования.

Принято.

 

 

Начальник ОРБ

 

 

В.В. Бочкарев

 

Заместитель начальника ОРБ

 

 

А.Е. Щадилов