АЯЭ ОЭСР выделены основные проблемы создания нормативно-правовой базы регулирования безопасности инновационных технологий

12 мая 2022

По материалам публикации OECD NEA «На пути к глобальной гармонизации процесса лицензирования инновационных проектов в области использования атомной энергии».

В декабре 2020 года Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР) и Комиссией по ядерной безопасности Канады (CNSC) проведен семинар, посвященный регулированию безопасности инновационных технологий в области использования атомной энергии и гармонизации процесса лицензирования (Multi-Sector Workshop on Innovative Regulation: Challenges and benefits of harmonising the licensing process for emerging technologies). Основной целью семинара была формулировка основных принципов, необходимых для формирования гибкой и эффективной системы регулирования безопасности, способной развиваться параллельно с инновационными технологиями, а также основных подходов к их лицензированию.

По результатам упомянутого семинара и иных работ, выполненных АЯЭ ОЭСР по данному направлению, в апреле 2022 года на сайте АЯЭ ОЭСР размещена публикация, содержащая основные тезисы, высказанные участниками в рамках совещания, а также важную информацию об особенностях лицензирования и регулирования безопасности инновационных технологий в области использования атомной энергии.

В публикации отмечено о растущем интересе международного сообщества к инновационным реакторным технологиям и их активном развитии в последние годы. В частности, отмечено о широких возможностях таких технологий в части перехода к низкоуглеродной энергетике, производства водорода, опреснения воды и решении иных актуальных проблем человечества.

В публикации также указано, что, не смотря на потенциально более высокий уровень безопасности инновационных технологий, ряд их особенностей не учтен в рамках действующих международных и национальных нормативных документов. Это зачастую приводит к невозможности или нецелесообразности соблюдения ряда действующих обязательных требований при том, что специфические требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности рассматриваемых технологий, в нормативных базах отсутствуют. Вышеизложенное приводит к значительным проблемам при регулировании безопасности и внедрении данных технологий в действующие национальные энергосистемы.

Особое внимание АЯЭ ОЭСР уделено опыту регулирования безопасности в иных областях, включая авиационное строение, медицину и международные перевозки опасных грузов. В частности, отмечена необходимость взаимодействия компаний, осуществляющих деятельность в соответствующих областях, с органами регулирования на ранних этапах проектирования новых технологий. Такое взаимодействие с регулирующим органом и его организациями технической поддержки, как правило, позволяет заблаговременно оценить возможность обеспечения безопасности при использовании инновационных технологий. Кроме того, в случае если действующие требования недостаточны или избыточны для обеспечения безопасности, регулирующим органом может быть принято решение о необходимости совершенствования нормативных и процедурных документов, в том числе с применением дифференцированного подхода. Также в публикации отмечено, что некоторые государства вводят государственные гранты или планы финансирования, покрывающие издержки проектировщика на начальное взаимодействие с государственным регулирующим органом и издержки регулирующего органа на разработку новых нормативных документов.

Внедрение инновационных технологий в области использования атомной энергии также приводит к необходимости пересмотра регулирующими органами действующих подходов к регулированию безопасности. АЯЭ ОЭСР отмечено, что основной целью нормативно-правовой базы должно быть обеспечение высокого уровня безопасности, не допуская при этом избыточного регулирующего воздействия, которое препятствует развитию новых технологий.

При этом в публикации в качестве одной из основных проблем, с которыми сталкиваются регулирующие органы разных стран, выделено отсутствие достаточного количества информации от разработчиков и поставщиков технологий о планируемых к внедрению инновационных проектных решениях.

В завершении АЯЭ ОЭСР сформулирован вывод о целесообразности создания системы регулирования безопасности, способствующей внедрению новых технологий, на основе действующей нормативно-правовой базы и опыта международных организаций и иных областей промышленности. Также отмечено, что совершенствование нормативно-правовой базы должно осуществляться параллельно с развитием инновационных технологий.

Истчоник - Публикации OECD NEA «На пути к глобальной гармонизации процесса лицензирования инновационных проектов в области использования атомной энергии»